Статистика без лишних эмоций сообщает о том, что деньги, взятые в кредит, почти в каждом третьем случае либо никогда не возвращаются банку, либо возвращаются со значительной задержкой. В жизни же за этими фактами кроются реальные истории. Часто речь о непосильности финансового бремени, что взваливает на свои плечи клиент банка, оформляя сразу несколько кредитов одновременно. В итоге, однажды возникшая просрочка по кредиту может привести к проблемам, затрагивающим все взятые займы. Кроме того, некоторые заёмщики изначально не планируют возвращать деньги, одолженные у банка. Сегодня получить кредит довольно просто, само оформление договора может занять от силы двадцать минут. Большая конкуренция на рынке услуг кредитных организаций приводит к тому, что условия выдачи займов становятся всё более приемлемыми для потребителя. И если для оформления ипотеки или автокредита без залога вряд ли можно обойтись, то потребительское кредитование такого условия уже не требует. Однако долги банком не прощаются. Чтобы вернуть деньги, банк применяет различные методы.
По отношению к нерадивому заёмщику всегда предпринимается целый комплекс мер. Эти действиям должны подтолкнуть заёмщика к возвращению долга. Банк исходит из того постулата, что заёмщик, имея не очень большую задолженность, вполне способен изменить своё отношение и встать, если можно так сказать, на путь исправления. Поэтому при наличии долга небольшого размера, заёмщику, в первую очередь, стоит ожидать регулярных напоминаний о необходимости вернуть долг и исправить ситуацию с просрочкой.
Задолженность большего объема, а также злостное игнорирование заёмщиком требований банка может привести к тому, что банк будет вынужден обратиться к коллекторам или в судебные инстанции с исковым заявлением о взыскании этой задолженности. При этом в сумму долга, помимо изначально выданной суммы кредитором, будут входить уже и проценты, а еще – начисленные штрафы и пени. Иногда сумма этих штрафов может существенно превысить сумму самого долга. При погашении такой задолженности клиентом банк может получить ощутимую прибыль.
Однако до момента погашения возникшего долга заёмщику весьма часто приходиться общаться не только с представителями самого банка, но еще и сотрудниками коллекторских компаний. И именно это общение вызывает наибольшее количество негативных эмоций у заёмщиков. Часто именно отсутствие знаний в сфере собственных прав и основ законодательства мешает заёмщику оградить себя от этого общения.
Первое, что необходимо помнить: звонки, поступающие от коллекторских компаний в ночное время, необходимо пресекать. Также, коллекторы или сами кредитные компании не имеют права угрожать заёмщику, а тем более насильно отнимать у него какое-либо имущество. Всё должно совершаться исключительно по решению суда. В процессе судебного разбирательства заёмщику могут понадобиться услуги частного юриста. Если с оплатой работы кредитного адвоката возникают трудности, то заёмщику придётся рассчитывать на собственные силы. Тематические форумы помогут найти исчерпывающую информацию, а онлайн-консультации позволят, как минимум, дать понимание полной картины происходящего.
Чтобы не доводить дело до суда, лучше всего разрешить ситуацию мирным путём и попытаться доказать кредиторам наличие намерений рассчитаться по всем имеющимся долгам. Банку куда интереснее пойти навстречу клиенту и рефинансировать долг или оформить, например, на какое-то время кредитные каникулы. Не стоит игнорировать эти шаги банка по регулированию вопроса. Иначе существует риск серьёзно испортить себе кредитную историю, попасть в «черные» списки всех бюро кредитных историй и навсегда лишиться возможности пользоваться выгодными для себя продуктами банков.